Автоэксперты предположили, как будет работать закон о наказании за «опасное вождение»

АвтоньюзАвтоновости Автоэксперты предположили, как будет работать закон о наказании за «опасное вождение»
0 комментариев

AliExpress WW

Есть опасность, что даже добропорядочные водители будут подпадать под эти штрафы

В России в очередной раз подняли тему привлечения к ответственности водителей-беспредельщиков за агрессивное и опасное вождение. На этот раз власти взялись за эту проблему всерьез — законопроект, который вводит новые меры, Госдума обещает рассмотреть в осеннюю сессию. Штрафовать за рисковые маневры на автодорогах, грозящие привести к ДТП, начнут с 2025 года. «МК» обсудил с автоэкспертами, как это будет осуществляться на практике и какие трудности с наказанием «шумахеров» могут возникнуть?

Автоэксперты предположили, как будет работать закон о наказании за «опасное вождение»

Как сообщил один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, «с учетом положительного заключения правительства рассчитываем, что он будет принят, и новые нормы начнут действовать уже со следующего года».

Под опасным вождением будут подразумеваться следующие нарушения: невыполнение требований уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения; несоблюдение безопасной дистанции и безопасного бокового интервала; резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП; препятствование обгону; перестроение при интенсивном движении, если все полосы движения заняты. Все эти нарушения указаны в п. 2.7 ПДД. Проще говоря, наказывать будут всех этих любителей «поиграть в шашечки» на дороге, которые так отравляют жизнь примерным водителям.

Теперь им будет грозить штраф от 3 000 до 5 000 рублей, если такое правонарушение совершено впервые, и лишение прав от 1 до 3 месяцев — при рецидиве.

Об этом законопроекте говорят с января 2024 года. При этом в административном кодексе у нас уже прописано наказание за неправильное перестроение и маневрирование. Штрафуются водители за два нарушения: первое, если перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП; и второе — если нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.

На портале, связанном с ГИБДД, указывается: опасное вождение — когда водитель больше двух раз подряд нарушает правила маневрирования и перестроения, при этом создает угрозу ДТП. Там же сказано, что такие нарушения, увы, не фиксируют камеры! Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке: останавливает нарушителя, составляет протокол, и позднее ГИБДД присылает постановление. Если не согласны с нарушением, его можно обжаловать — в ГИБДД или через суд.

Но автомобилисты, обсуждающие законопроект в пабликах, задаются вопросом, как это будет регулироваться? Кстати, кто-то уповает на то, что закон, прежде всего, защитит добросовестных участников автодвижения от безбашенных водителей каршеринга: «В первую очередь, пора уже взяться за каршеринг. Такое ощущение, что они бессмертные. Ну, нельзя так ездить! Если так хочется погонять, езжай на полигон! Дороги общего пользования не для этого».

Вопросов у автомобилистов масса… Вот, к примеру, один из них: «Не очень понимаю, если ты должен уступать дорогу, на съезде, например, и тебя пропускают, то, если ты «встроился» (не уступил), тебя за это оштрафуют?».

«Чтобы выявить несоблюдение дистанции, в законе должны быть установлены (возможно ссылкой на какой-то документ) конкретные параметры допустимой дистанции, а также необходимы технологии надежного измерения дистанции на скорости, — поделился сомнениями другой водитель-москвич. — Пока всего этого нет — такая норма выглядит инструментом для злоупотреблений».

Большинство сходится во мнении, что «слишком уж все необъективно», и есть огромная опасность, что многие даже добропорядочные водители будут подпадать под эти штрафы: камера — ненадежный «свидетель» нарушения!

Все автоэксперты, к которым «МК» обратился за разъяснениями, сходятся во мнении, что крайне трудно будет все это реализовать на практике без участия человеческого фактора.

— Во-первых, «опасное вождение» будет трудно идентифицировать камерами, потому что камеры — это все-таки роботы, — высказал «МК» мнение инструктор по вождению Алексей Зуев. — К примеру, человеку нужно будет резко затормозить, уйти от препятствия, а камера сочтет это за опасное вождение. Поэтому, на мой взгляд, в идеале такие вещи должен контролировать патруль ГИБДД, здесь как раз без человеческого фактора не обойтись. Хотя, понятно, что у нас от этого, наоборот, уходят — меньше патрулей, больше камер…

Здесь есть такой важный нюанс: когда едет патруль в полном обмундировании, то никто рядом ничего нарушать, понятно, не будет. Для этого могли бы использовать «скрытые патрули» (а такие существуют).

И второе — здесь может помочь видеорегистратор. И тогда водитель, у которого он установлен, сможет зафиксировать, если впереди кто-то что-то вытворяет, подходящее под термин «опасное вождение». Он может эту видеозапись потом передать в ГИБДД. А камерам доверять в этом плане нельзя, они и обычные-то нарушения с ошибками присылают, а уж что говорить об опасном вождении…

Вместе с тем автоинструктор считает, что в Москве не так плохо обстоят дела с безопасностью на дорогах — все же большую часть водителей камеры и штрафы дисциплинируют. Хотя, к сожалению, есть и вопиющие случаи неподобающего поведения водителей, которые либо без номеров ездят, либо у них есть номера, но для них эти штрафы — копейки. И они творят, что хотят, и потом, в конце месяца 20 000-30 000 отдают на эти штрафы и дальше едут нарушать…

— Но в целом, как я скажу, в столице стало безопасней на дорогах, и, даже если не брать во внимание камеры и штрафы, то инфраструктура, качество дорог в Москве стало намного лучше, — говорит он. — И очень хорошо организовано движение в Москве — не сравнить с регионами, где и дороги хуже, и светофоры могут не работать, и так далее.

То, что камеры крайне ограниченно смогут фиксировать опасное вождение, подтвердил «МК» и автоюрист Александр Шумский.

— Дело в том, что опасное вождение — это не одно нарушение, а совокупность определенных действий водителя, — сказал он. — Это, как указано в ПДД, либо несколько перестроений без включенных поворотников, либо резкие перестроения, подрезания… И, соответственно, если единожды происходит подобное нарушение, то это не является опасным вождением. За невключенный поворотник или за непредоставление преимуществ при перестроении предусмотрены, как известно, штрафы. А для того, чтобы совокупность действий водителей попала на камеру, что будет доказательством опасного вождения, камера должна смотреть на очень большом расстоянии и определять с точностью, кто именно что нарушил… Поэтому функциональность камер для данного состава правонарушений достаточно ограничена. Но теоретически для «показательной порки» это может быть действенной мерой.

— К сожалению, у нас довольно-таки размытые формулировки в ПДД в том, что касается опасного вождения, — в свою очередь, добавляет автоэксперт Петр Шкуматов. — Вы можете просто посмотреть этот пункт правил. Он абсолютно, скажем так, «мозгодробительный». Мало что понятно. В любом случае, до тех пор, пока не будет правоприменительной (судебной в том числе) практики, сказать что-либо по опасному вождению — кого будут привлекать, за что будут привлекать, —невозможно.

Что можно сказать с точностью, так это то, что определять «опасное вождение» будут инспекторы ГИБДД. По камерам определить это будет достаточно сложно, но за одним исключением: это езда мотоциклистов между рядами. Если посмотреть на определение «опасного вождения», то под эту статью пока что определенно подпадают байкеры, которые ездят между рядами автомобилей. Вот для них камеры применимы. Такие нарушения можно будет фиксировать и, соответственно, выписывать штрафы.

Трудность здесь я вижу в том, что есть опасное вождение, которое мы, автомобилисты, сами видим на автодорогах, — это резкие ускорения, резкие торможения, резкие перестроения (да еще и без включения сигналов поворотника), но есть еще и юридическая составляющая, которая не всегда соответствует реальности. И для того, чтобы в целом понять, в какую сторону развернется именно правоприменение, нужно подождать несколько лет, пока будет наработана соответствующая практика.

Источник: www.mk.ru

AliExpress WW


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *