Какие зимние шины выбрать — шипованные или фрикционные? В наших тестах мы постоянно сравниваем их на льду, на снегу и на асфальте. На этот раз будет только асфальт и всего два комплекта шин одной марки Gislaved — шипованные Nord*Frost 200 и нешипованные Soft*Frost 200. Зато, помимо спринта, то есть сравнения тормозных свойств на мокром и на сухом асфальте, в программу включен марафон: пробег Москва — Санкт-Петербург для оценки влияния шипов на топливную экономичность.
В отличие от многих других брендов Gislaved остается в России. Более того, после ухода материнской компании Continental ее завод в Калуге и некоторые модели шин перешли под марку Gislaved. Хотя для эксперимента мы выбрали хорошо знакомые шины 200-й серии, которые выпускаются уже десятый год. Они не раз принимали участие в сравнительных тестах Авторевю, и мы обычно рекомендовали их преимущественно для городской зимней эксплуатации.
Gislaved Nord*Frost 200
Шипованная модель Gislaved Nord*Frost 200 и сегодня одна из самых тихих на фоне конкурентов, которые включились в «гонку вооружения» по части количества шипов. Есть модели, в том числе китайские, в которых можно насчитать 180, 200, 250 шипов! А в 17-дюймовых шинах Gislaved Nord*Frost 200 их всего 130. Конечно, на льду с таким количеством шипов бороться с конкурентами тяжело, но вот на асфальте…
С показателями шин Gislaved на снегу и льду вы можете ознакомиться в наших сравнительных тестах. А задача нынешней работы — показать в цифрах различия между шипованными и нешипованными шинами одного и того же производителя при езде по асфальту. Ведь, какой бы суровой ни была зима, в крупных городах дороги обычно чистят и автомобиль часто ездит по асфальту. Уж не говоря про межсезонье или оттепель.
Само собой, размерность тестовых шин одинаковая: 215/55 R17. Совпадают индексы скорости и грузоподъемности — 98Т, то есть нагрузка — до 750 кг, скорость — до 190 км/ч. Оба комплекта мы сбортировали на одинаковые колеса «Скад Атакор», а в качестве агрегатоносителя использовали недавно вышедший на российский рынок седан Geely Preface. Штатные колеса на этом автомобиле 18-дюймовые, обутые в китайские покрышки Atlas. Так вот масса каждого из них — 22,8 кг. А 17-дюймовые полегче будут: в сборе с «шиповками» — 22,0 кг, а с фрикционками — 21,1 кг. То есть с переходом на 17-дюймовую размерность вы уменьшаете неподрессоренные массы, а значит, и нагрузки на детали подвески.
Кстати, почему шипованные шины весят почти на килограмм больше нешипованных? Понятно, это не списать на сами шипы: масса каждого из них не превышает 1,6 грамма, то есть всего это 208 граммов на одну шину. Остальная разница обусловлена большим количеством резины, ведь протектор шипованных шин должен обеспечить еще и надежную фиксацию шипов. С этой же целью на его изготовление идет резина большей твердости. В нашем случае разница составляет 10 единиц по Шору: 67 единиц у шиповок и 57 единиц у фрикционок.
Gislaved Soft*Frost 200
Покончив со статичными замерами, я отправляюсь обкатывать зимние шины в Санкт-Петербург. Ну не совсем обкатывать… Главная цель этой поездки — оценить реальное влияние зимних шин на топливную экономичность. Из Москвы в Питер поеду на шипованных Gislaved Nord*Frost 200, обратно — на нешипованных Gislaved Soft*Frost 200. Нагрузка одна и та же, режим движения по платной трассе M11 — постоянная скорость 130 км/ч на круиз-контроле. Понятно, что где-то нужно было притормаживать, останавливаться на обед, заправку, но на плече в 650 км это мало влияет на результат.
Оценка расхода топлива — по данным с топливораздаточных колонок
Заправив полный бак на выезде из Москвы, я питал надежду доехать до Питера без дозаправок, однако уже на полпути стало ясно, что 49-литровый бак Geely для такого путешествия маловат. Может, и хватило бы, если ехать со скоростью 100—110 км/ч, но при разрешенных с апреля по октябрь 130 км/ч это было бы слишком медленно и печально.