Презентация автомобиля на гоночной трассе? В последний раз со мной такое было два с половиной года назад, когда в Россию привезли BMW M4. А для исконно отечественного автопрома это и вовсе прецедент! И вот на свернувшейся в причудливые изгибы трассе «Нижегородское кольцо» меня встречают новые с иголочки седаны и лифтбеки Лада Гранта Спорт. Ну как новые…
Да, пять лет назад я в компании Михаила Подорожанского ездил на Весте Спорт по автодрому в Сочи. Однако то были тесты предсерийных машин — шла работа по подбору характеристик подвески. А эти Гранты уже товарные: в сентябре собрано 90 таких автомобилей, план на октябрь почти вдвое больше. Но если смотреть этим машинам строго в глаза-фары, то можно заподозрить у себя приличные провалы в памяти. Ведь десять лет назад я уже был на тесте этого автомобиля.
Март 2013-го, Тольятти, трасса на полигоне в Сосновке — и тогда действительно новая Лада Гранта Спорт. Форсированный шестнадцатиклапанник, иные пружины и амортизаторы, задние дисковые тормоза, 16-дюймовые колеса, пластиковый обвес и новые сиденья. В таком виде Гранта Спорт прожила пять лет и покинула сборочный конвейер отделения «Лада Спорт» после рестайлинга Гранты, уступив место версии Drive Active. У нее тот же набор доработок, но стандартный двигатель. Прошло еще пять лет — и… Привет, Гранта Спорт, давно не виделись. Однако теперь это не только седан, но и лифтбек. И с ним можно знакомиться совершенно беспардонно!
Без малого десять человек проехали по три гоночных сессии, в каждой из которых было три-четыре круга, а перед этим нас всех прокатили заводские гонщики Лады, Владимир Шешенин и Леонид Панфилов. Остывочные круги, конечно, были, но в целом этот трек-тайм можно считать неплохой проверкой на прочность. И она выявила проблему, ни разу не встретившуюся во время заводских испытаний: разогретый глушитель, который на извилистой нижегородской трассе еще и заметно смещался влево-вправо, словно огнемет расплавил кромку заднего бампера (к ней прикручена декоративная насадка). В «Ладе Спорт» пообещали сделать дополнительный термоэкран для завсегдатаев трек-дней.
А есть ли вообще смысл выезжать на стандартной Гранте Спорт на гоночную трассу?
Выглядит эта Лада так, что подобные вопросы можно не задавать: симпатичный обвес, правильная осанка на более коротких пружинах. Кстати, десять лет назад первые партии спортивных Грант оснащали пружинами Eibach и амортизаторами Асоми. Затем поставщики изменились, и сейчас амортизаторы выпускает компания Демфи, но их характеристики остались прежними. При скорости штока 0,314 м/с (характерный режим для средних скоростей движения и средних же неровностей) сопротивление на отбой передних амортизаторов достигает 1300 Н, а задних — 700 Н. Это примерно на 15% больше, чем у обычных Грант. Разница в развесовке между седаном и лифтбеком невелика: на задние колеса пятидверки давит на 20 кг больше, поэтому расширять номенклатуру деталей не стали. Может, зря?
Задние дисковые тормоза, как и прежде, с суппортами от Весты, но диаметр дисков — 240 мм, на 20 мм меньше, чем у старшей модели. По заводским замерам Гранта Спорт останавливается на 15% эффективнее базовой. Отрицательный развал задних колес увеличен до двух градусов
Если смотреть на лифтбек в профиль, хорошо видно, как глубоко заднее колесо уходит в арку. И это на новой машине, а что будет через пару десятков тысяч километров? Седан с такими же пружинами и амортизаторами в задней части на полтора сантиметра выше.
Что точно не нужно поднимать, так это сиденья водителя и пассажира. Стандартные салазки и крепления не дают поставить кресла ниже, поэтому и второй десяток лет мы будем сидеть в Гранте Спорт словно над автомобилем: взгляд едва не упирается в сложенный противосолнечный козырек, а на педали наступаешь сверху вниз. Благо само сиденье плотное и цепкое.
Тронуться с места легко и непринужденно с первого раза сложновато: сцепление не слишком информативное, но главная проблема — отклики на педаль газа в начале ее хода. Экологические задержки прямо-таки кричат о необходимости перепрошивки. Я уже секунды полторы как слегка надавил на педаль акселератора, а из-под капота тишина. Добавляю еще немного, и вот вместо расчетных полутора тысяч оборотов уже внезапно две с половиной. Еще и сама педаль легковесная, поэтому каждый аккуратный старт требует внимания. Само собой (пресловутое тольяттинское поле допуска), от машины к машине реакции отличаются, попадаются и более удачные экземпляры. К счастью, когда едешь быстро, об этих нюансах можно забыть, и тут уже все Гранты Спорт похожи друг на друга.