Если вы думаете, что это ретротест, то подержите мое пиво. Это рассказ о браке длиной десять лет. Браке, который начался по любви, но перерос в бытовуху. Браке, который должен был закончиться разводом, однако стал браком по расчету. Браке, который сделал ее лучше, а меня — циничнее. Короче, это мой рассказ о том, каково в России жить с олдтаймером.
С Андреем Севастьяновым, двукратным чемпионом России по ралли и владельцем гоночной команды B-Tuning, я познакомился в середине нулевых. За пару лет этот человек показал изнутри все то, о чем я с детства читал в Авторевю: тюнинг, сервис, автоспорт. И когда я задумался о покупке своей первой машины, Севастьянов сказал: «Тебе нужен современный, надежный и безопасный автомобиль. Вот, например, Ford Fusion». Что сделал Никита? Купил вместо этого Alfa Romeo 75 из далеких восьмидесятых.
По дороге домой сразу после сделки у Альфы умерло сцепление. При буксировке лопнула проушина. Потом погасла фара… Когда Севастьянов увидел ее на своем прицепе, с горечью произнес: «Ты привез все то, от чего я пытался тебя уберечь, — тусклые фары, лысую резину, ненадежность, коррозию». А я стоял с глупой улыбкой и радовался своему счастью.
Жизнь с этой «итальянкой» сводила с ума, однако научила главному: у олдтаймера должен быть хороший кузов. Можно перекинуть салон, можно заменить мотор и перетряхнуть подвеску. Но если пороги прогибаются под лапами подъемника — ты проиграл. Поэтому, когда в 2014 году мы с Алексеем Жутиковым, которого вы наверняка знаете по автомобильным видео, захотели купить старую «пятерку» BMW, критерии были довольно понятны.
«Пятерка» BMW E28 выпускалась с 1981 по 1988 год. Технически она представляла собой довольно умеренную эволюцию прежней модели E12: колесная база 2625 мм, стойки McPherson спереди, косые рычаги сзади, мощным версиям полагались дисковые задние тормоза (вместо барабанов) и задний стабилизатор поперечной устойчивости (передний ставили штатно). Впервые предлагались не только бензиновые моторы (1,8—3,5 л, 90—286 л.с.), но и дизель 2.4 собственной разработки, причем в атмосферном и турбированном вариантах (86 и 116 л.с. соответственно). Всего выпущено 722 тысячи машин, все с кузовом седан
Зачем мы решили это сделать, не знает никто. Но факт: мы нашли машину с отличным кузовом. Правда, у нее стуканул мотор. И салон был некомплектный. И с документами что-то не так. Но кого это волнует, когда ты стал владельцем настоящей баварской акулы? Машины «под проект», как принято писать в объявлениях о продаже.
То, что путь к счастью будет долгим и тернистым, мы понимали изначально. Однако даже не предполагали насколько. BMW 520i поколения E28, выпущенная в 1982 году, поселилась в сервисе еще у одного пилота, мастера спорта и призера российских кольцевых чемпионатов Михаила Засадыча. За полгода на подъемнике наша «пятерка» из обездвиженного остова превратилась в автомобиль.
Двигатель пережил полную ревизию и хонингование цилиндров. Подогнали все очень точно — коленвал можно было крутить рукой. Вот только механический впрыск Bosch K-Jetronic работал по одному ему известному алгоритму. По нашим ощущениям, расход топлива был намного больше двадцати литров на сотню. Кузов тоже взбодрили. Новые двери и капот, удаление мелких вмятин и… вытягивание на стапеле. При покупке мы не заметили, что проемы между задними дверями и крыльями меньше, чем должны быть (сказался давний удар в заднюю часть). Благо вытянули без проблем, а потом весь кузов покрыли акриловой краской по технологии восьмидесятых.