В предложении редакции Авторевю написать прощальную статью про недавно снятый с производства Dodge Challenger была изрядная доля иронии. Эпитафию традиционному американскому масл-кару поручили сочинить человеку, который уже два года ездит на Тесле… Но может, наоборот, так получится интереснее? В общем, без малого неделю я гонял на этом черном Додже и пытался понять, надо ли петь реквием по V8 или его время действительно прошло.
Попросите меня описать типичный muscle car, и я скажу: большой, тяжелый, архаичный и никуда не едет. Зато ревет так, что птицы в окрестных лесах падают с веток. Банальный набор штампов. С таким бэкграундом интересный материал не сделать. Поэтому я полез в подшивку Авторевю в поисках базовой фактуры и… ничего не нашел. На страницах издания появлялся и Chevrolet Camaro (эти машины в России одно время даже продавали официально), и Ford Mustang, но Dodge Challenger такого внимания не удостоился. Так что прощальная статья — еще и первая встреча. Причем лично для меня тоже.
Но на самом деле это симптоматично. Потому что первый, оригинальный, Challenger семидесятых годов всю свою недолгую жизнь оставался в тени конкурентов из «американской тройки». Он появился на пять лет позже Мустанга и на три года позже Camaro. Это было так же бестолково, как идти за грибами в полдень. Поэтому пока Ford и Chevrolet, словно Скрудж Макдак, купались в деньгах, Dodge с горем пополам реализовал 165 тысяч Челленджеров за пять лет — и прекратил этот эксперимент. Mustang в ту пору расходился таким тиражом ежегодно.
Потом случился топливный кризис семидесятых, и Challenger второго поколения оказался наглядным отражением эпохи, представляя собой унылый бейдж-инжиниринг компактного купе Mitsubishi Galant Lambda. «Четверки» объемом 1,6 и 2,6 л, пятиступенчатая «механика» или трехступенчатый «автомат» — это больше походило на суповой набор для нищих, чем на muscle car. Пять лет позора — и в 1983-м Challenger на четверть века пропал из модельного ряда марки Dodge. А потом наступил ренессанс.
Dodge Challenger второго поколения (1978—1983 гг.) выпускали в Японии. За все время удалось продать 107 тысяч машин с четырехцилиндровыми моторами 1.6 и 2.6
Начало двадцать первого века вообще было прекрасным периодом мирового автомобилестроения. Это время оммажей, ремейков и трибьютов. Все началось с европейских малолитражек Volkswagen Beetle и Mini, но американцы отвечали достойно: Chevrolet SSR и Camaro, Chrysler PT Cruiser и Crossfire, Ford Mustang и GT. Все это было не просто смело, это было… Ну вы поняли.
Этот концепт 2006 года превратился в серийный Dodge Challenger с минимальными изменениями. Производство на заводе в Канаде началось весной 2008-го
Dodge Challenger из той же серии. Правда, и в этот раз он вышел на четыре года позже новейшего Мустанга. Хотя разрабатывали его, мягко говоря, не с нуля. В основе Челленджера третьего поколения лежит укороченная платформа LX, на которой также построены Chrysler 300, Dodge Magnum и Dodge Charger. Причем сама платформа — это плод любви компаний Daimler и Chrysler. Точнее, их безуспешных попыток создать синергию немецкого и американского автопрома. Поэтому здесь, например, передняя подвеска от Мерседеса S-класса поколения W220, задняя — от «ешки» W210 и ряд других заимствований.
Challenger подавляет своими габаритами. Он лишь на пару сантиметров короче того же «двести двадцатого» S-класса и без малого на семь сантиметров шире него. Поверьте, это много! Двухдверное купе размером с представительский седан само по себе выглядит внушительно. А когда размер помножен на ретродизайн в стиле первого Челленджера, который в новом веке уже обрел статус культового, эффект усиливается многократно.