Параллельному импорту автомобилей в том виде, к которому мы привыкли за последние пару лет, похоже, приходит конец. О тотальном запрете речи нет, но все изменят новые правила растаможки, введенные с 1 апреля.
Для начала давайте вспомним краткую историю того, что зовется у нас утилизационным сбором. Намерения, как водится, были благими: единоразовый платеж призван обеспечить экологическую безопасность по окончании жизненного цикла машины. В 2009 году запустили программу, по которой владелец старого автомобиля мог сдать его на переработку, уплатив дилеру за ее проведение стандартный сбор в три тысячи рублей. За что, кстати, получал сертификат на скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля российского производства.
А вот в своем нынешнем виде обязательного платежа утилизационный сбор на автомобили был введен в 2012 году при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Тогда были снижены ввозные таможенные пошлины на легковые автомобили — и утильсбор должен был стать своеобразным компенсатором недополученных казной денег. А заодно и защитой отечественных производителей, коим утиль возмещается (хотя по умолчанию его начисляют на все без исключения новые автомобили).
Сегодня сумма утильсбора рассчитывается умножением базовой ставки на повышающий коэффициент, который зависит от объема двигателя и возраста транспортного средства. На конец 2022 года начальная ставка для легковых автомобилей составляла 20 тысяч рублей. Но в то же время механизм утильсбора всегда предполагал и льготный фиксированный размер для физических лиц, то есть обычных граждан, — всего лишь 3400 рублей за автомобили возрастом до трех лет и 5200 рублей за остальные. Копейки на фоне цены самой машины.