Но способ небезопасный
В последние три десятка лет шиномонтаж был одним из самых популярных видов малого бизнеса. Однако, похоже, уже в ближайшие годы, если не месяцы, мастерские этого профиля в столице могут стать редкостью. А те, что сохранятся, заметно повысят тарифы. Пока шиномонтажники лишь экспериментируют с ценами, причем с переменным успехом. Клиенты же пока не готовы к росту и голосуют «ногами». Как мастера заманивают клиентов и станут ли уже через год шиномонтажи в Москве редкостью — выяснял «МК».
Еще совсем недавно у каждого московского автомобилиста был знакомый, «прикормленный» шиномонтаж, куда надлежало занимать очередь, когда приспичит «переобуться». Обычно он находился в невнятном промышленного вида помещении на обочине трассы, или в деградирующей промзоне, либо рядом с железной дорогой, среди бесконечных рядов гаражей. Что ж, мир меняется: приехав на осеннюю «переобувку», мы часто обнаруживаем, что и гаражей тех нет, и промзона теперь стала стройплощадкой жилого комплекса, и шиномонтажа нет.
А бывает, что есть — но по другим ценам. «Там, где я раньше отдавала 3200 рублей, теперь попросили 3800, — рассказала «МК» Юлия, на минувших выходных посетившая шиномонтаж в Хорошевском районе. — Спрашиваю: а что так дорого стало? Они отвечают: ну а вы на цены-то посмотрите, вон, бензин был 50, стал 55 и больше. И как тут поспоришь?»
Правда, не все воспринимают новости о подорожании так смиренно. Есть и те, кто, узнав о новых ценах, разворачивается и едет искать мастерскую с более гуманными тарифами. И сами шиномонтажники это хорошо видят — еще бы, разворачивающиеся перед носом машины не скроешь.
«Может, у кого-то и дорожает, но мы цены не поднимали, — рассказали «МК» на шиномонтаже в Бутырском районе. — На 500 руб. нам нет смысла поднимать, это мало, а на 1000 уже получается много для людей». Возможно, тарифы поднимут в самый высокий сезон смены колес — пока что клиенты еще выжидают, в день, по словам шиномонтажников, «переобувается» всего 2–3 человека. Ведь впереди еще несколько теплых дней с температурой до +15 градусов.
«Неповышенные» цены на данный момент таковы: 3650 рублей за смену 17» колес с балансировкой (имеется в виду — со снятием и установкой на те же диски), 4150 за 18» резину и 4750 за 19». Таким образом, обладатели модных двадцатидюймовых «катков» платят за рутинную операцию почти 5000 рублей. Тут, конечно, можно сказать, что для обладателей премиум-автомобилей это не деньги… И все же, и все же.
В шиномонтаже недалеко от станции метро «Владыкино» также сказали, что повышать тарифы планируют в горячий сезон, когда от желающих «переобуться» не будет отбоя, а на каждом шиномонтаже будут очереди. «Пусть едут, ищут дешевле, все равно у нас клиенты останутся просто по-любому, — объяснил мастер. — Если будет мало народа, приедут те, кому хочется меньше стоять в очереди».
Такая саморегулирующаяся модель ценообразования — почти как в такси, много клиентов, можно повысить цены — выглядит эффектно, вот только у автомобилистов, если «прижмет», есть еще один способ — поехать на подмосковный шиномонтаж. Там до сих пор можно найти мастерские с достаточно примитивным оборудованием, которые тем не менее на совесть бортируют и балансируют колеса за смешные по московским меркам деньги.
— За 500 рублей 17» колесо делаю, — рассказывает Азат, шиномонтажник, работающий на трассе М8 в районе Сергиева Посада. — Единственное — не всегда работает станок по разбортовке-забортовке, он старый и ломается. Тогда делаю по-старому, двумя монтировками. Но люди не жалуются, наоборот, говорят спасибо.
«Между прочим, работа монтажными лопатками — это нормальная штука, некоторые диски лучше собирать вот так вручную, — рассказал «МК» владелец ателье по реставрации классических автомобилей Петр О. — А старинный способ выявлять проколы при помощи большой ванны с водой намного удобнее, чем обмазывание мылом, которое применяют «прогрессивные» шиномонтажи».
Теоретически есть еще один способ сэкономить на шиномонтаже: менять резину самому. Но по нынешним временам это откровенная экзотика: для самостоятельной смены колес нужен либо отдельный «зимний» комплект дисков (а для современных автомобилей это 50 и более тысяч рублей), либо опять-таки искусство виртуозного владения монтажными лопатками и недюжинная физическая сила. Второе сейчас встречается так редко, что этим можно пренебречь…
— Экономят простейшим образом: не заказывают балансировку, только «переобуть» просят, — говорит мастер из Хорошевского района. — Я их понимаю, но если дело так пойдет, нам на зиму «жирового запаса» не хватит, закроемся. Здесь и так с каждым годом аренда растет, а может, нас и вовсе погонят из здания.
По словам владельца мастерской в Беговом районе столицы, который также думает о повышении тарифов, но пока сдерживается, для того чтобы пережить зиму, мастерской нужно заработать «чистыми» — уже после вычета накладных расходов — не меньше 700 тысяч рублей. Выжить шиномонтажам помогают автомойки, расположенные в соседних боксах, — но их «помощи» недостаточно. В конечном итоге цены за «переобувку» сбалансируются и будут соответствовать издержкам. Но самих шиномонтажей при этом в городе останется меньше.
Источник: www.mk.ru