Дорожная полиция стирает память об эпохе массового автомобилизма
Начальник Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников объявил о том, что название его ведомства возвращается к советскому стандарту: Госавтоинспекция, ГАИ. Аббревиатуру ГИБДД — Государственная инспекция по безопасности дорожного движения — упраздняют. Напомним, это буквосочетание появилось в 1998 году и сначала заменило ГАИ, а с 2002 года сосуществовало с ним. Похоже, пришел момент окончательно расквитаться с «автонаследием постсоветской эпохи».
«Мы сейчас стали Госавтоинспекцией, ГИБДД убираем, законодательно урегулировали этот вопрос», — цитируют СМИ и соцсети Михаила Черникова. Напомним, что надписи на стационарных постах, патрульных автомобилях и форме дорожной полиции менять не придется: во всех этих местах с того же начала 2000-х годов красуется надпись ДПС (дорожно-патрульная служба).
История именования одной из самых заметных и проблемных полицейских служб может служить примером «лингвистической политики» на советской и российской почве. Госавтоинспекция (ГАИ) как таковая появилась в 1936 году — и первоначально, в полном соответствии с названием, так именовались лишь регистрационно-экзаменационные подразделения. Дорожно-патрульная служба называлась ОРУД (отдел по регулированию уличного движения), и так продолжалось до 1961 года, когда смежные ведомства объединили под «брендом» ГАИ.
Аббревиатура ГИБДД, над которой сразу же начали смеяться и критиковать за неудобопроизносимость, была антикризисной: за предыдущее десятилетие, начиная с перестройки, слово «гаишник» стало метафорой нечистого на руку милиционера-взяточника «продавца полосатых палочек», предпочитающего штрафы «на месте». Новое название должно было обнулить репутацию этой службы.
Получилось? С одной стороны, да: уже через десять лет, к началу 2010-х, имидж инспекторов ДПС значительно улучшился (тогда же взялись по той же модели за милицию в целом, которая все еще остается полицией). С другой — далеко не факт, что произошедшие изменения — заслуга именно переименования. Скорее, куда больше повлиял запрет на проверки документов водителей вне стационарных постов, искоренение большинства «ловушек» и «кормушек» (кое-где они, впрочем, до сих пор остались — соцсети полнятся гневными постами, особенно с магистралей, ведущих к морю).
Чего ждать сейчас от новой-старой ГАИ? Пожалуй, не больше и не меньше того, что диктуют объективные обстоятельства. Довольно мало сотрудников, зато с каждым годом больше камер; постепенный переход функций регулирования уличного движения обратно на региональный уровень (в Москве вот постов ГАИ почти нет, зато все больше патрулей городского ЦОДД). Искоренение личного транспорта в городах и замена его такси и каршерингом…
Кстати, коммерческому транспорту действительно нужна инспекция: путевые листы, техосмотры, регистрация. Может, в этом и разгадка. Эра массового личного автомобиля заканчивается — возвращаемся в теплый ламповый СССР.
Источник: www.mk.ru